Образец для цитирования:
САРАТОВСКИЙ УЧИТЕЛЬ А. И. ШЕСТАКОВ – ПЕРВЫЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР НАРОДНЫХ УЧИЛИЩ В РОССИИ И ЕГО ОБЩЕСТВЕННО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЕ ВЗГЛЯДЫ НА РУБЕЖЕ XVIII–XIX ВВ.
В статье показано, что важную роль в развитии школьного образования в России конца XVIII - начала XIX вв. сыграл учитель Саратовского главного народного училища Шестаков. Он многое сделал для повышения социального статуса учителя. Шестаков стал первым профессиональным педагогом, которого назначили директором народных училищ одной из русских губерний. По своим общественным и педагогическим взглядам он был сторонником сословного образования и возражал против либеральной направленности школьных реформ Екатерины II и Александра I.
Арнольдов М. К материалам для истории просвещения в России в эпоху Александра I. Учреждение в Саратове гимназии и первые ее директора: Шестаков и Ченыкаев. Тифлис, 1870.
Семенов В. Н., Семенов Н. Н. Саратов дворянский // Волга. 1998. № 11–12. С. 36.
Майорова А. С. История культуры Саратовского края. Культура Саратовского края до начала XX века. Ч. 1 (Конец XVIII – первая половина XIX века). Саратов, 2013. С. 152–154.
Духовников Ф. В. Первые страницы саратовской мужской гимназии. (По делам Саратовского депутатского собрания и другим источникам) // Труды СУАК. Саратов, 1893. Т. 4, вып. 2. С. 43.
Саратовский край. Исторические очерки, воспоминания, материалы. Вып. 1. Саратов, 1893. С. 51, 54.
Рождественский С. В. Очерки по истории систем народного просвещения в России в XVIII–XIX веках. Т. 1. СПб., 1912. С. 583.
«Позволено… учредить в городе… пансион». Документы Национального архива Республики Татарстан по истории частных учебных заведений в Поволжье. Конец XVIII – начало XIX в. // Отечественные архивы. 2006. № 4. С. 82–102.
Майорова А. С. Культура и повседневная жизнь дворянства Саратовской губернии в конце XVIII – первой половине XIX века // Российская история. 2010. № 4. С. 118–134.
Бирюкова А. Б. Социокультурные аспекты градостроительной деятельности в конце XVIII – середине XIX в. (по материалам Среднего Поволжья) // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2014. № 6-2 (44). С. 34, 36.
Бирюкова А. Б. Социокультурный облик образовательных учреждений провинциальных городов дореформенной России (по материалам Среднего Поволжья) // Наука и культура России: материалы VIII Междун. науч.-практ. конф. Самара, 2011. С. 17.
Смирнов Ю. Н. Жители провинциального города. Самарские рукописи РГО // Центр и периферия. 2014. № 1. С. 12–21.
Дашкевич Л. А. Школа в социокультурной среде уральского города конца XVIII – первой половины XIX века // Известия Уральского федерального университета. Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. 2006. Т. 45. № 20. С. 221.
Артамонова Л. М. Взаимосвязь крестьянского вопроса и школьной реформы в правление Екатерины II // Русь, Россия. Средневековье и Новое время. 2011. № 2. С. 205–209.
Орлов А. С., Смирнов Ю. Н. Жажда познания. Век XVIII. М., 1986. С. 11.
Акульшин П. В. П.А. Вяземский. Власть и общество в дореформенной России. М., 2001. С. 6.