общественная мысль

«Восточное соглашение» Исмала Гаспринского: становление раннеевразийского концепта (1880–1890-е годы)

Статья посвящена становлению евразийской интеллектуальной тенденции в России. Реконструируются взгляды тюрко-мусульманского деятеля Исмаила Гаспринского. Анализируются его представления о сближении России и Турции, о потенциальном «восточном соглашении» с участием России, Турции, Персии и балканских государств. Формулируется вывод, согласно которому идея «восточного соглашения» является по содержанию и смыслу ранним евразийским (проевразийским) концептом.

САРАТОВСКИЙ УЧИТЕЛЬ А. И. ШЕСТАКОВ – ПЕРВЫЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР НАРОДНЫХ УЧИЛИЩ В РОССИИ И ЕГО ОБЩЕСТВЕННО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЕ ВЗГЛЯДЫ НА РУБЕЖЕ XVIII–XIX ВВ.

В статье показано, что важную роль в развитии школьного образования в России конца XVIII - начала XIX вв. сыграл учитель Саратовского главного народного училища Шестаков. Он многое сделал для повышения социального статуса учителя. Шестаков стал первым профессиональным педагогом, которого назначили директором народных училищ одной из русских губерний. По своим общественным и педагогическим взглядам он был сторонником сословного образования и возражал против либеральной направленности школьных реформ Екатерины II и Александра I.