Cite this article as:

Kabytov P. S. Regional Refraction of Modern Approaches to the study of the History of Public Education in Russia. Izvestiya of Saratov University. History. International Relations, 2016, vol. 16, iss. 1, pp. 109-?. DOI: https://doi.org/10.18500/1819-4907-2016-16-1-109-113


This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0).
UDC: 
94(470)

Regional Refraction of Modern Approaches to the study of the History of Public Education in Russia

Abstract

The article shows how the works of the historian L. M. Artamonova from Samara reveals the impact changes in the field of public education and culture of provincial Russia in the XVIII-XXth centuries on the example of educational institutions in the cities and villages at Central Volga. «The look from the province» allows to see in a new light results of educational reforms in respect of the all-Russian modernization. Teachers played an important role in formation of the local intellectuals, not only in education, but also in scientific studying of the native land. Schools of different level actively reacted to the new trends and political events in Russia. The mechanisms of interaction of the power and society, characteristic for various periods, were shown at creation and functioning of educational institutions 

References

Пиксанов Н. К. Областные культурные гнезда. Историко-краеведный семинар. М. ; Л., 1928. 148 с.

Артамонова Л. М. Общество, власть и просвещение в русской провинции XVIII - начала XIX вв. (Юго-восточные губернии Европейской России). Самара, 2001. 391 с.

Артамонова Л. М. Просвещение, власть и общество в русской провинции XVIII - начала XIX вв. (Юго-восточные губернии Европейской России) : дис. ... д-ра ист. наук. Самара, 2002. 484 с.

Самарская летопись. Кн. 1: Самарский край с древнейших времен до середины XIX века / под общ. ред. П. С. Кабытова и Л. В. Храмкова Самара, 1993. 219 с.

Смирнов Ю. Н., Дубман Э. Л., Барашков В. Ф., Артамонова Л. М. Самарская Лука в XVI - начале XX вв. : учеб. пособие. Самара, 1995. 200 с.

Самарское Поволжье с древности до конца XIX в. : сб. документов и материалов / гл. ред. П. С. Кабытов. Самара, 2001. 512 с.

Артамонова Л. М. Реализация школьной реформы Екатерины II в поволжских губерниях // Поволжский край. Вып. 12. Саратов, 2005. С. 65-73.

Артамонова Л. М. Источники по истории школьной реформы конца XVIII века в российских архивах // Вестн. Самар. гос. ун-та. 2007. № 5-3 (55).С.    167-174.

Артамонова Л. М. Исторический опыт и значение школьной реформы Екатерины II // Вестн. Самар. гос. ун-та. 2009. № 7 (73). С. 12-19.

Артамонова Л. М. Самая просвещенная реформа // Родина. 2010. № 2. С. 45-49.

Артамонова Л. М. Взаимосвязь крестьянского вопроса и школьной реформы в правление Екатерины II // Русь, Россия. Средневековье и Новое время. № 2. С. 205-209.

Артамонова Л. М. Истоки провинциальной интеллигенции в симбирских записях дневника И. А. Второва (1791-1793 гг.) // Русь, Россия. Средневековье и Новое время. 2013. № 3. С. 437-443.

Артамонова Л. М. Приобщение к культуре и просвещению как источник счастья молодого провинциала конца XVIII века // Счастливые страницы в истории человечества и повседневной жизни людей : материалы Междунар. науч. конф. Тула, 2009. С. 11-19.

Артамонова Л. М. «Учили меня еще во младенчестве». Принципы и традиции образования молодых дворян в XVIII столетии // Родина. 2010. № 11. С. 13-15.

Артамонова Л. М. Учёный и императрица : академик Эпинус и Екатерина Великая // Изв. Самар. науч. центра РАН. 2012. Т 14, № 3-1. С. 7-15.

Артамонова Л. М. Деревянная голова Минервы. Самарское общество и народное просвещение при Александре I // Родина. 2011. № 7. С. 86-88.

Артамонова Л. М. Закон Божий в школах России и Поволжья при Александре I // Вестн. Самар. гос. ун-та. 2013. № 8-2 (109). С. 55-64.

Артамонова Л. М. Становление сельских школ Самарско-Саратовского Заволжья в царствование Николая I // Российская провинция : опыт комплексного исследования : материалы Всерос. науч.-практ. конф., посвящ. 100-летию Сарат. ун-та. Саратов, 2009. С. 296-299.

Артамонова Л. М. Участие духовенства в открытии и деятельности общеобразовательных школ Казанского учебного округа в первой трети XIX века // Вестн. Самар. гос. ун-та. 2012. № 8-2 (99). С. 110-117.

Артамонова Л. М. «Заведение собственным иждивением училища.» Роль священников в создании и поддержке школ Казанского учебного округа первых десятилетий его существования // Центр и периферия.№ 1. С. 76-81.

Артамонова Л. М. Бугурусланский священник Иоанн Милордов и становление народного образования в русской провинции первой половины 19-го столетия // Наука и культура России. 2014. Т. 1. С. 8-11.

Артамонова Л. М. Школьные реформы XVIII - первой половины XIX веков в процессе российской модернизации // Вестн. Самар. гос. ун-та. 2012. № 2-2 (93). С. 57-64.

Артамонова Л. М. Политика в сфере народного просвещения в Поволжье (XVIII - первая половина XIX в.) // Российская история. 2013. № 2. С. 101-113.

Артамонова Л. М. Распространение книги и периодической печати в уездном городе в XVIII - первой половине XIX вв. (на примере Самары) // Культура, наука, образование : проблемы и перспективы : материалы IV Всерос. науч.-практ. конф. : в 2 ч. Нижневартовск, 2015. Ч. I. С. 223-227.

Дубман Э. Л., Кабытов П. С., Смирнов Ю. Н., Артамонова Л. М., Кабытова Н. Н., Тагирова Н. Ф. Поволжье - «внутренняя окраина» России : государство и общество в освоении новых территорий (конец XVI - начало XX вв.) / под ред. Э. Л. Дубмана и П. С. Кабытова. Самара, 2007. 328 с.

Артамонова Л. М. Пансион господина де Маке в Самаре // Самарский земский сборник. 2011. № 1. С. 66-76.

Артамонова Л. М. Военнопленные армии Наполеона и русское провинциальное общество : проблемы изучения повседневности, социальных отношений, культурных контактов // Вестн. С.-Петерб. гос. ун-та культуры и искусств. 2013. № 1 (14). С. 159-164.

Артамонова Л. М. Рукописи Г. Н. Потанина «Записки о Самаре» и «Дедушка из Самары» - замечательные памятники «локальной» истории середины XIX века // Изв. Самар. науч. центра РАН. 2013. Т. 15. № 5-1. С. 229-237.

Артамонова Л. М. Образ Самары как нового губернского города в русской печати и публицистике середины XIX века // Модернизация культуры : идеи и парадигмы культурных изменений : материалы Между- нар. науч.-практ. конф. / под ред. С. В. Соловьевой,И. Ионесова, Л. М. Артамоновой. Самара, 2014.

Артамонова Л. М. Первая реформа Александра II // Родина. 2014. № 4. С. 20-24.

Артамонова Л. М. Первые шаги женского образования в русской провинции с конца XVIII в. до 1861 г. (на примере юго-востока Европейской России) // Проблемы российской и социальной истории : сб. науч. статей. Самара, 2011. С. 131-141.

Артамонова Л. М. Просветительская деятельность самарского губернатора К. К. Грота : столичный чиновник в культурном пространстве провинции // Вестн. С.-Петерб. гос. ун-та культуры и искусств. 2014. № 2 (19). С. 156-161.

История Самары : От воеводского управления до Губернской Думы. Книга первая / науч. ред. П. С. Ка- бытов, Э. Л. Дубман. Самара, 2011. 236 с.

Артамонова Л. М. «Придать предстоящему юбилею характер общенародного торжества» : столетие Отечественной войны 1812 года в Самарском учительском институте // Самарский земский сборник. 2012. № 1 (21). С. 96-104.

Артамонова Л. М. «Общенародное торжество» 1912 года и провинциальная школа (по материалам Самары) // Культура, наука, образование: проблемы и перспективы : материалы II Всерос. науч.-практ. конф. Нижневартовск, 2013. С. 69-72.

Артамонова Л. М. Романовский юбилей 1913 года в Самаре // Русь - Россия : судьба страны - судьба человека : материалы межрегион. студ. форума. Самара, 2014. С. 221-228.

Артамонова Л. М. Организация в Самарской губернии помошц жертвам войны 1912-1913 годов на Балканах // Наука и культура России. 2013. Т. 1. С. 12-15.

Артамонова Л. М. Бедствия Первой мировой войны как причины перевода в самарскую гимназию // Культура, наука, образование: проблемы и перспективы : материалы III Всерос. науч.-практ. конф. Нижневартовск, 2014. С. 109-111.

Артамонова Л. М. Переводы школьников в учебные заведения Самары вследствие событий Первой мировой войны // ХХ век и Россия: общество, реформы, революции. 2014. № 2. С. 307-314.

Артамонова Л. М. Самарская государственная академия культуры и искусств : год первый. Самара, 2006. 135 с.

Артамонова Л. М. Использование методов «истории повседневности» и «устной истории» в реконструкции прошлого вузов культуры (на примере СГАКИ) // Культура и образование. 2008. № 1 (1). С. 31-34

Full text (in Russian):